Щебеночно-мастичный асфальтобетон: дешево и прочно




Для России этот материал пока находится в статусе новинки, хотя первые опытные участки дорог, построенных с применением ЩМА, появились в нашей стране в начале двухтысячных годов. И вот, в последние месяцы из разных регионов страны стали приходить вести об активном применении (или намерении применить) щебеночно-мастичного бетона в дорожном строительстве. Только за два минувших летних месяца такие новости поступили из Брянской и Омской областей.

Что представляет собой щебеночно-мастичный бетон и чем он отличается от традиционных материалов для дорожного строительства?

12

Асфальтобетон - это смесь щебня, песка, минерального порошка и битума. Принципиальным отличием ЩМА от обычного асфальтобетона является количество содержащихся в нем щебня и битума. В ЩМА их содержание выше, чем в асфальтобетонной смеси и составляет 60-80% и 7,5% соответственно. В щебеночно-мастичном асфальтобетоне присутствует асфальтовое вяжущее - мастика, а также стабилизирующая добавка, которая препятствуют отслоению вяжущего при высоких температурах.

В разных странах существуют свои требования к составу ЩМА. В России они прописаны в ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия". Согласно данному госстандарту, различаются три вида щебеночно-мастичного асфальтобетона, которые определяет размер зерен щебня. Наибольший размер зерен - до 20 миллиметров, средний - до 15 миллиметров, а наименьшим считается размер до 10 миллиметров. Самую зернистую смесь в качестве верхнего покрытия можно укладывать толщиной от 4 до 6 сантиметров и самую мелкозернистую - толщиной 2-4 сантиметра.

Дороги, построенные или реконструированные с использованием ЩМА, показывают гораздо более высокие эксплуатационные свойства, чем трассы из традиционного асфальтобетона. Годы исследований, проведенных в Европейских странах, доказывают, что щелочно-мастичный асфальтобетон долговечен и устойчив к истиранию под воздействием транспортных потоков, природных и погодных условий. Кроме того, такое покрытие предотвращает появления колеи и трещин. Так, после 11 лет эксплуатации состояние дороги, построенной в Германии с использованием ЩМА, было признано удовлетворительным. Ни для кого не секрет, что порой наши дороги приходится ремонтировать уже через несколько лет.

Немаловажен и тот факт, что ЩМА обладает отличной сдвигоустойчивостью, то есть сопротивляется деформации под воздействием транспорта в летний период времени, а также имеет хорошее сцепление с колесом.

У ЩМА есть еще одно преимущество, неочевидное на первый взгляд - это снижение аварийности на дорогах. Дело в пористой шероховатой поверхности дорожного покрытия из щебеночно-мастичного бетона, которое не позволяет воде растекаться по поверхности, образуя лужи. А как бы "впитывает" ее. Как следствие - отсутствие бликов от фар, брызг и возможность без искажений видеть дорожную разметку.

Интересно, что строительство дорог из ЩМА более выгодно, чем строительство из традиционного асфальтобетона, несмотря на то, что дороже в среднем примерно на 30%. Дело, опять же, в сроках эксплуатации: дороги из ЩМА прослужат значительно дольше, а потому, будем надеяться, технология найдет гораздо более широкое применение на дорогах страны.




Категории: Строительные материалы

Метки:

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.

*